Вдвое меньше самолётов и операционные убытки в два миллиарда: отчёт Boeing за 2019 год

Ожидаемое от Boeing практически всеми наблюдателями уже с середины 2019 года наконец произошло. 29 января 2020 года производитель опубликовал отчёт за 4-й квартал и, соответственно, за весь прошедший год, где показал катастрофическое — на четверть — сокращение выручки и операционный убыток почти в два миллиарда долларов.

И хотя компания закончила год со счетами, на которых было 9,485 млрд долларов США (598,290 млрд рублей), что на 24,20% выше показателя на 31 декабря 2018-го, добиться этого ей удалось за счёт гигантских заимствований. В течение года Boeing привлёк 25,389 млрд долларов (1 601,47 млрд рублей).

Консолидированные неаудированные финансовые результаты работы The Boeing Company в 2019 году

  • 76 559 миллионов долларов США (-24,29% к 2018 году) — выручка, в том числе:
    • 66 094 млн долларов (-26,75%) — выручка от продажи продуктов,
    • 10 465 млн долларов (-3,98%) — выручка от продажи услуг.
  • -72 093 млн долларов (-11,53%) — общие затраты, в том числе:
    • -62 877 млн долларов (-13,77%) — производственные затраты,
    • -9 154 млн долларов (+7,71%) — себестоимость услуг,
    • -62 млн долларов (-10,14%) — затраты на выплату процентов.
  • -4 млн долларов (-103,60%) — чистая прибыль (фактически, убыток) от операционных инвестиций,
  • -3 909 млн долларов (-14,41%) — основные и административные затраты,
  • -3 219 млн долларов (-1,53%) — чистые расходы на исследования и разработки,
  • 691 млн долларов (+821,33%) — чистая прибыль по судебным решениям,
  • -1 975 млн долларов (-116,48%) — операционная прибыль (фактически, убыток),
  • 438 млн долларов (+376,09%) — прочая прибыль,
  • -722 млн долларов (+52,00%) — процентные и долговые расходы,
  • -2 259 млн долларов (-119,47%) — доналоговая прибыль (фактически, убыток),
  • 1 623 млн долларов (+241,87%) — расходы по налогу на прибыль (фактически, доход от возврата налога),
  • -636 млн долларов (-106,08%) — чистая прибыль (фактически, убыток),
  • -1,12 доллара (-106,20%) — базовый доход (фактически, убыток) на акцию,
  • -1,12 доллара (-106,27%) — разводнённый доход (фактически, убыток) на акцию,
  • 566,0 миллиона (-3,45%) — средневзвешенные разводнённые акции.
  Hainan Airlines рисует себе прибыль

Ключевые годовые финансовые данные по подразделениям бизнеса

То, что наблюдалось в течение года, заметно и в итоговом отчёте. Commercial Airplanes, самое большое подразделение корпорации, находится в глубоком кризисе. Настолько серьёзном, что тянет на дно весь конгломерат. Выручка Коммерческих Самолётов сократилась почти вдвое, убытки превысили шесть с половиной миллиардов, ещё два миллиарда потерь отнесены к «исключениям»:

  • 76 559 миллионов долларов США (-24,29% к 2018 году) — выручка, в том числе:
    • 32 255 млн долларов (-43,90%) — Commercial Airplanes,
    • 26 227 млн долларов (-0,63%) — Defense, Space & Security,
    • 18 468 млн долларов (+8,28%) — Global Services,
    • 244 млн долларов (-10,95%) — Boeing Capital,
    • -635 млн долларов (-575,53%) — нераспределённые источники, исключения и прочее.
  • -1 975 млн долларов (-116,48%) — операционная прибыль (фактически, убыток), в том числе:
    • -6 657 млн долларов (-185,02%) — Commercial Airplanes,
    • 2 608 млн долларов (+57,39%) — Defense, Space & Security,
    • 2 697 млн долларов (+6,35%) — Global Services,
    • 28 млн долларов (-65,56%) — Boeing Capital,
    • -2 066 млн долларов (-43,27%) — нераспределённые источники, исключения и прочее,
    • 1 415 млн долларов (+6,63%) — корректировка стоимости FAS/CAS
  • -3 219 млн долларов (-1,53%) — чистые расходы на исследования и разработки, в том числе:
    • -1 956 млн долларов (-10,60%) — Commercial Airplanes,
    • -758 млн долларов (-3,81%) — Defense, Space & Security,
    • -121 млн долларов (-24,84%) — Global Services,
    • -384 млн долларов (+190,91%) — прочие.

Операционная статистика Commercial Airplanes за 2-й квартал

Впервые в современной истории Boeing годовые поставки широкофюзеляжных самолётов не только по стоимости, но и по количеству превысили показатель узкофюзеляжного семейства B737. Но это не от хорошей жизни, поэтому действительный успех B787 Dreamliner, самого совершенного самолёта 2010-х годов, не выглядит праздником.

  Airbus замедляет производство на треть

Тем более, что новые заказы на него на фоне напряжённых отношений между США и Китаем под вопросом, и производитель планирует в ближайшее же время сократить выпуск своего «коммерческого флагмана по неволе».

Ситуация с Boeing 747 стабильна: минимальный спрос поддерживает невысокие темпы выпуска; вскоре легендарное, но морально устаревшее семейство будет окончательно закрыто.

Boeing 777 Classic, несмотря на промедление с разработкой нового поколения B777X, выпускается по плану. Так как производственная линия для преемника та же самая, что для родоначальника, компании нужно обеспечить плавный переход. Для чего вполне разумно несколько притормозить темпы сборки. Это анонсировалось, здесь всё пока идёт по плану.

Вне плана — «не умирающий» Boeing 767, на который постоянно находятся покупатели «в последний момент». Продолжится ли это после выполнения последнего крупного заказа, не известно (разумеется). Но над преемником в этой рыночной нише производитель лишь только задумывается. В текущей финансовой ситуации вряд ли можно ожидать новинку до конца второй декады века. И либо в «середине рынка» вскоре образуется пустота, либо на «старичка» B767 опять найдутся желающие.

Итог: 380 самолётов против 806 самолётов в 2018 году (-52,85%) — поставки подразделения Commercial Airplanes.

В том числе:

  • 127 самолётов Boeing 737 (против 580 за 2018 год; -78,10%),
  • 7 самолётов Boeing 747 (против 6-и; +16,67%),
  • 43 самолёта Boeing 767 (против 27-и; +59,26%),
  • 45 самолётов Boeing 777 (против 48-и; -6,25%),
  • 158 самолётов Boeing 787 (против 145-и; +8,97%).

  Boeing замедляет выпуск Dreamliner’ов из-за торговой войны

Изменение портфеля заказов за год

Заказы Boeing Commercial Airplanes тают, компенсировать их (по стоимости) другие подразделения не могут, потребители остаются в выжидательной позиции и не отказываются от обязательств перед производителем.

  Avolon отказался от заказа на 75 самолётов Boeing 737 MAX

По состоянию на 31 декабря 2019 года по отношению к 31 декабря 2018 года:

463 403 млн долларов (-5,52%) — портфель заказов, итого.

В том числе:

  • 436 473 млн долларов (-5,54%) — твёрдые распределённые заказы,
  • 26 930 млн долларов (-5,21%) — нераспределённый портфель.

В том числе по подразделениям:

  • 376 593 млн долларов (-7,73%) — Commercial Airplanes,
  • 63 908 млн долларов (+4,29%) — Defense, Space & Security,
  • 22 902 млн долларов (+8,73%) — Global Services.

Реакция рынка

Рынок принял отчёт как должное: на 16:00 среды (закрытие торгов в день публикации) цена акций на фондовой бирже Нью-Йорка (NYSE) составила 322,02 доллара за бумагу, превысив показатель 16:00 вторника на 1,72%.

Тем не менее, за текущий кризисный год доверие инвесторов к The Boeing Company пошатнулось: по сравнению с 30-м января 2019 года акции скатились вниз на 16,95% и торгуются сейчас на уровне марта 2018-го.

  Отчёты