Airbus открыл завод по сборке A220 в Алабаме

19 мая Airbus официально запустил сборочную линию семейства A220 на своей площадке в Мобиле, штат Алабама.

По сути, это отдельный завод площадью 25 083 квадратных метров (270 тыс. кв. футов) из пяти основных ангаров, где собирают основные компоненты планера и устанавливают двигатели; он способен выпускать обе размерные версии модели.

Импортозамещение по-американски

Первым получателем этих новых «американских» самолётов уже является Delta Air Lines (DL): сборка в Мобиле началась уже в августе 2019 года на площадке для линейки A320 и во вспомогательных ангарах. Ей осталось передать 14 коротких A220-100 и 50 длинных A220-300.

Следующим — и эта авиакомпания получит продукцию этого нового завода — станет JetBlue (B6), старт поставок которой назначен на конец 2020 года. В её заказе 70 самолётов длинной версии, A220-300.

Airbus весьма основательно представлен в США; общие накопленные капиталовложения и затраты на местных поставщиков уже на начало 2019 года составляли около 48 миллиардов долларов. Американскими предприятиями европейского концерна на данный момент являются:

  • сборочные площадки семейств A220 и A320 в Мобиле, Алабама,
  • сборочные линии вертолётов в Миссисипи и Техасе,
  • производство космических спутников OneWeb во Флориде,
  • инженерные центры в Канзасе и Алабаме,
  • крупный учебный центр во Флориде,
  • центр техподдержки при штаб-квартире американского подразделения в Вирджинии,
  • исследовательский центр A3 в Калифорнии,
  • центр анализа данных беспилотных летательных аппаратов Airbus Aerial в Атланте, Джорджия.

Впервые о планах запустить линию финальной сборки для американских пользователей в Алабаме — на территории США, чтобы избежать заградительных ввозных пошлин, — в Airbus заявили в октябре 2017 года. Основное производство A220 для всего остального мира находится в Мирабеле, канадская провинция Квебек.

  Airbus продемонстрировал автономный взлёт A350-1000

  Airbus получил CSeries у Bombardier. Бесплатно

Вид с воздуха на отдельную площадку окончательно сборки Airbus A220 в Мобиле, штат Алабама

Один из ангаров внутри; здесь гораздо больше места, чем доступно на перегруженном заводе в Мирабеле

Для сравнения: Мирабель

Производственная площадка в Мирабеле была создана для выпуска самолётов Bombardier CRJ. Когда в 2005 году встал вопрос о географическом размещении производства нового проекта CSeries, правительство Квебека подсказало авиастроителю удобное всем решение, там охотно с этим согласились.

Естественно, завод предполагалось расширить.

Но не получилось. Из-за финансовых проблем в Bombardier. Когда через несколько лет разработки проекта речь зашла о сохранении компании в принципе, было не до строительства. Лишь в конце 2013 года был возведено новое здание для ряда офисов и производств, связанных с CSeries.

Итого, до сих пор выпуск самолётов проходит в весьма стеснённых условиях. Помещения, спроектированные для меньшего по габаритам модельного семейства CRJ, не могли вместить все производственные этапы CSeries/A220: самолёты передвигались между ангарами, что требовало дополнительного времени, трудозатрат, иногда приводило к поломкам — и так было до прихода специалистов Airbus. Некоторые ошибки им удалось устранить, но кардинально расширить пространство уже невозможно. Тем более, что продажи A220 оказались весьма успешными.

  Работа над ошибками: как Airbus будет собирать A220 в Канаде

Airbus A220/Bombardier CSeries на линии финальной сборки в Мирабеле, провинция Квебек

Airbus A220/Bombardier CSeries на линии финальной сборки в Мирабеле, провинция Квебек

Что такое A220

Airbus A220 — приобретённое у канадского производителя Bombardier семейство узкофюзеляжных самолётов номинальной вместительностью салона от 100 до 150 пассажиров. Использует двигатели Pratt & Whitney PW1500G и характеризуется максимальным использованием новых и композитных материалов в планере среди всех на данный момент собранных узкофюзеляжных авиалайнеров в истории.

  Air Italy самоликвидировалась

Поставщики структурных компонентов CSeries/A220

  • Кабина пилотов (алюминиево-литиевый сплав): предприятие Bombardier в Сан-Лоран/Монреаль.
  • Передняя, центральная и задняя части фюзеляжа: сделаны из алюминиево-литиевого сплава китайской компанией AVIC SAC Commercial Aircraft Company Limited (SACC; та же компания поставляет фюзеляжи Q400, кроме кабины и крыла) в Шэньяне, провинция Ляонин.
  • Центральные секции фюзеляжа также производятся на предприятии Bombardier Belfast в Северной Ирландии.
  • Задний конус и переборка (композиты): предприятие Bombardier в Сан-Лоран/Монреаль.
  • Вертикальный и горизонтальный стабилизаторы (композиты): Leonardo Aeronautics, Италия.
  • Руль направления: FACC, Австрия. На данный момент он устанавливается на итальянский вертикальный стабилизатор на финальной сборочной линии.
  • Крыло (композит): Bombardier Belfast, Северная Ирландия.
  • Шасси: Liebherr Aerospace, Франция, с окончательной сборкой и испытаниями в Liebherr Laval, провинция Квебек, в 35 км от Мирабеля.